Открыта десятая планета?

Американские астрономы с помощью орбитального телескопа "Спицер" и ряда наземных обсерваторий в Испании, Чили и США обнаружили самый крупный объект после Плутона - девятой планеты Солнечной системы, открытой в 1930 году. Неизвестное ранее небесное тело было названо Седной в честь эскимосской богини моря.

Объект был обнаружен еще 14 ноября 2003 года, поэтому ему присвоено обозначение 2003 VB12. Открыли его Браун, Трухильо и Рабиновиц на Паломарской 48-дюймовой камере Шмидта.

Вообще весьма удивительно, как им удавалось держать открытие "в тайне" четыре месяца! При том, что его за это время наблюдали на обсерваториях Тенагра и Серро Тололо (а вчера еще и в Клети). В архиве наблюдений по программе NEAT (это тот же Паломарский 48-дюймовик, только время принадлежит другой команде) объект нашелся в сентябре и октябре 2001 и 2002 годов. Теперь есть орбита: афелий 987.5 а.е., перигелий 75.8 а.е. в 2076 году, период 12260 лет. Сейчас он в 89.5 а.е. от Солнца. Блеск в V около 21.3m, что соответствует Ho=1.7. При альбедо 0.16 это дает диаметр 1500 км, при 0.04 - 3000 км, при 0.09 - 2000 км.

Объект последние 90 лет движется по созвездию Кита, в 2007-2008 году перейдет в Тельца, а в 2040 – в Ориона. В противостоянии 1980 года проходил рядом с галактикой 15-й величины IC 233, но с таким блеском его никто не принял за Сверхновую. На снимках цифрового обзора неба его не найти, так как предельная величина пластинок около 19.5–20.0.

Геометрия орбиты Седны заставила исследователей вспомнить о поясе Оорта - скоплении астероидов с сильно вытянутой эллиптической орбитой. Именно из этого пояса, вероятно, ведут происхождение многие кометы. По предположениям ученых, пояс (или облако) Оорта окружает Солнце и простирается до половины расстояния между Солнцем и системой Альфы Центавра - самой близкой к Солнцу звездной системы. Однако Седна расположена примерно в десять раз ближе к Земле, чем предполагаемый пояс Оорта.

Еще одной необычной чертой Седны является то, что планетоид имеет красноватую окраску. По этой характеристике Седну превосходит только Марс. Имеются также косвенные доказательства наличия у Седны спутника, однако обнаружить его современными средствами наблюдения не представляется возможным.

Однако пока присваивать статус планеты Седне все же не спешат.

"Мы до сих пор точно не можем сказать, что именно мы нашли. Объект имеет в диаметре 2000 километров, делает полный оборот вокруг Солнца за 10 тысяч лет. Он меньше, чем Плутон, но больше, чем астероид, поэтому пока что мы решили назвать его планетоидом", - говорит сотрудник Калифорнийского технологического института доктор Майкл Брау.

Седна дала ученым новую пищу для размышлений и для споров. Какие тела относить к планетам? Плутон в диаметре лишь на 250 километров превышает Седну. Вокруг того, какое место в классификации он должен занять, дискутируют до сих пор, однако во всех учебниках астрономии черным по белому написано, что Плутон - это все же планета. Так что и у богини океанов есть все шансы занять свое место на космической арене и именоваться 10-ой планетой Солнечной системы.

Источники информации:

Денис Денисенко