«Марсианская надпись» будоражит землян

Определилась первая жертва новой американской программы освоения космоса: ею, по иронии судьбы, стал один и наиболее удачных и информативных аппаратов, когда-либо выведенных человеком в космос – космический телескоп Хаббла.

Есть и хорошая новость - появились сообщения об очередных сенсационных открытиях, сделанных на Марсе зондом «Спирит». Оказавшись на поверхности Красной планеты, он почти сразу наткнулся на камень, на котором явственно различим порядковый номер (№ 19, возможно 194), записанный так называемыми «арабскими» цифрами. Конечно, наличие этих символов можно объяснить удивительной случайностью либо разыгравшимся воображением исследователей, однако скептики выдвигают и другие, более «приземленные» версии появления марсианской надписи.
   Вначале – о печальном: 16 января директор НАСА Шин О’Кифи сообщил о принятом руководством НАСА решении отказаться от ремонтной экспедиции к телескопу Хаббла, которая была запланирована на середину 2005 года, а также от всех остальных, кроме финальной экспедиции 2010 года, в ходе которой телескоп должен быть подготовлен к затоплению (11-тонный аппарат должен войти в атмосферу в 2011 году). Тем самым НАСА не оставило космическому телескопу никаких шансов. Но поскольку функционирование космического телескопа напрямую зависит не только от коррекции орбиты, но и от регулярности его технического обслуживания (в частности, замены выходящих из строя гироскопов системы ориентации и электрических батарей), неизвестно еще, сможет ли он доработать до конца своего физического существования.
   Г-н О’Кифи указал, что данный прискорбный факт вызван нехваткой бюджетных средств, а также соображениями безопасности. Тем самым телескоп Хаббла пал жертвой новой космической программы Буша, предусматривающей постановку «амбициозных, но малоосмысленных задач», по выражению обозревателя агентства «Франс-Пресс». Новый план предусматривает в качестве приоритетной задачи создание многоцелевого пилотируемого космического корабля, и организацию экспедиций к Луне, Марсу и более удаленным объектам Солнечной системы; финансирование программы планируется осуществлять, в частности, за счет пересмотра текущих программ НАСА. Начать решили с телескопа Хаббла.
   Телескоп Хаббла, выведенный на орбиту 25 апреля 1991 с борта шаттла (миссия STS-31), является воистину уникальным инструментом, ставшим отдельной эпохой в развитии астрономии и позволившим по-новому взглянуть на Вселенную. Список открытий, совершенных с его помощью, трудно составить, поскольку практически все объекты, изображения которых были получены телескопом Хаббла, представали перед учеными в новом свете и с немыслимой прежде детальностью. В частности, с его помощью удалось определить возраст нашей Галактики (13-14 млрд. лет), а также определить размер самого крупного небесного тела Солнечной системы, открытого после Плутона - им стала планета Кваоар, расположенная в так называемом поясе Койпера.
   Телескоп Хаббла стал также редким примером возможностей, открывающихся благодаря проведению ремонтных операций непосредственно на орбите. Когда Хаббл уже оказался на орбите, выяснилось, что из-за ошибок конструкторов главного зеркала качество получаемых изображений оставляет желать много лучшего. Однако специальной экспедиции удалось непосредственно на орбите установить компенсатор аберраций, что позволило вернуть к жизни чрезвычайно дорогой и ценный инструмент.
   К хорошим «космическим» новостям можно отнести то, что американский зонд «Спирит», так кстати оттенивший своими невероятно качественными снимками программную «космическую» речь Буша, продолжает совершать уникальные открытия.
   Ценную информацию о механических свойствах марсианского грунта американским ученым удалось получить, анализируя следы, оставленные надувным посадочным устройством при прыжках и последующей механической деформации при стравливании газа (всего, до полной остановки, аппарат совершил около 30 прыжков). Обнаружилось, в частности, что почва на «потревоженных» зондом участках ведет себя наподобие скользящего по полу ковра, смещаясь в сторону и образуя складки, за что уже получила название «волшебный ковер». По мнению Стива Сквайреза (Steve Squyres), ведущего специалиста комплекта аппаратуры Athena, установленной на марсоходе, это может свидетельствовать о наличии подповерхностного слоя с крайне необычными свойствами, в том числе повышенной механической сцепляемостью (когезивностью).
   Но самое поразительное открытие на Марсе совершили посетители сайта НАСА marsrovers.jpl.nasa.gov, на котором выкладываются изображения, полученные зондом «Спирит». На одном из них, доступном всем пользователям интернета (его адрес - http://marsrovers.jpl.nasa.gov/gallery/all/2/p/013/2P127522190EFF0309P2511L2M1.JPG) на камне в верхней части снимка явственно различим номер 19 (возможно, 194), записанный такими знакомыми землянам арабскими цифрами. Становится понятно – дальнейшее триумфальное путешествие «Спирит» по Марсу принесет любителям астрономии еще немало волнующих открытий. Как отмечают обозреватели, любые гипотезы о происхождении этих символов неизбежно меняют наши представления о Вселенной, или о США; либо арабские цифры имеют не вполне земное происхождение, либо земляне смогли оставить свои следы на поверхности соседней планеты задолго до американцев, либо президент Буш нуждался в успехе миссии «Спирит» больше, чем могла позволить техника, либо чувство юмора специалистов НАСА выходит за все рамки приличия.

Источник информации:

Ну что-ж в этот раз американцы просто лопухнулись - когда раскладывали "марсианский грунт" в павильоне - забыли перевернуть вниз камень с порядковым номером 194 /если изображение увеличить и осветлить - то больше похоже на 194 чем на 19/  :) - примечание автора сайта